Третьи Забайкальские педагогические чтения.
Раделицкая Ольга Ивановна
учитель истории и обществознания
МОУ СОШ с.Нарын-Талача
Карымский район
Уклад жизни сельской школы как основа достижения единства обучения и воспитания
В последние годы в обществе все более активно обсуждаются вопросы духовных ценностей и формирования гражданской идентичности российского народа. Концепция модернизации образования, «Федеральные государственные образовательные стандарты», включают и обоснование общенационального педагогического идеала, и систему требований к задачам, условиям и результатам воспитания школьников, и к структуре и содержанию программ воспитания и социализации, реализуемым в Укладе школы.
Два фундаментальных понятия Уклада школьной жизни: «образование» и «культура» – объединены категорией «образовательное пространство». Это означает воплощение в образовательном пространстве следующих идей:
- воспитание безопасной личности, которая не причиняет вреда ни людям, ни природе, ни себе;
- воспитание языковой личности, способной к бережному отношению к слову, любящей свой язык и с уважением относящейся к языкам других народов;
- воспитание «государственного человека», способного принимать активное участие в сложных общественных, экономических и политических процессах, в управленческой деятельности различного уровня.
Так, что же такое уклад школьной жизни?
Уклад жизни школы — порядок жизнедеятельности школы, который определяется системой общественных отношений между всеми участниками образовательного процесса.
Уклад школьной жизни:
- Формируется на основе базовых национальных ценностей и воспитательных идеалов;
- Включает урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик;
- Учитывает историко-культурную, этническую и региональную специфику;
- Обеспечивает усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение опыта нравственной, общественно значимой деятельности;
- Организуется педагогическим коллективом образовательного учреждения при поддержке семей обучающихся, общественных организаций, включая детско-юношеские движения и организации, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционные религиозные объединения
- Оформляется программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Существуют три типа уклада школьной жизни (УШЖ).
— Коллективистский школьный уклад
- Первенство «мы» над «я».
- Авторитарен
- Центр сознания и совести помещён вне личности, а в массовых, коллективных социальных группировках.
- Наличие внешнего регулятора отношений в виде регламента или устава..
- Механическое общество.
— Демократический школьный
- Первенство «я» над «мы».
- Все равны в правах, в свободе и в ответственности независимо от возраста и социального статуса.
- Полностью отвергает иерархичность.О послушании и подчинении речь не идёт в принципе.
- Наличие внешнего регулятора отношений в виде договора.
- Механическое общество.
— Соборный школьный уклад
- Органически неразрывное единство «я» и «ты», вырастающее из первичного единства «мы».
- Ученики идут в школе не «на учёбу», а учителя «на работу», а и те, и другие – «на жизнь».
- Истинное «мы» столь же индивидуально как «я» и «ты»
- Наличие внутренней регуляции, базирующейся на доверии и уважении.
- Органическое общество.
Приоритетным для ОУ является Соборный школьный уклад.
Если подходить к укладу школьной жизни как единству обучения и воспитания, то описание содержания, по крайней мере, можно определить в двух параметрах: инвариантная часть и вариативная.
к инвариантной части можно отнести такие черты:
- обеспечение в школе возможности ребенку выбора не только учебного предмета, курса или факультатива, но выбора темы, темпа усвоения, варианта поведения, формы и способа действия;
- наличие строго не регулируемых и не регламентируемых образовательных пространств, в которых нет жестких, кем-то заранее извне установленных правил, где субъектом создания норм и правил является сам ученик вместе с взрослыми и товарищами;
- обязательное участие ребят, учителей и родителей в создании норм и правил общей жизни, при которой уклад только и возможен как договор между теми, кто в нем будет жить;
- открытость принимаемых решений, возможность каждого члена коллектива влиять на характер решений, касающихся всей школьной общины при самых разнообразных структурах самого коллектива и органов его управления, самоуправления.
К вариативным же параметрам уклада можно отнести:
- построение школы как действующей модели открытого гражданского общества; в школе выстроена модель, которая позволяет каждому стать инициатором любого дела для всех или какой-либо группы;
- выборность органов коллектива;
- введение социально-трудовой практики как самостоятельной образовательной области, обеспечивающей не только освоение окружающей социальной среды, но и создающей особый стиль отношений в коллективе:
- разновозрастные учебные группы, клубы, кружки, школьное научное, общество – все это также отнести к вариативной части, создающей свободный, гуманный, толерантный уклад жизни.
В ОУ созданы комфортные и безопасные условий для организации учебно-воспитательного процесса, т.е руководством школы и педагогическим коллективом соблюдаются, своевременно выполняются все требования контролирующих органов (инспекция по охране труда, санэпиднем станция, пожарные и т.п.), за последние годы которыми не было зафиксировано ни одного нарушения.
С целью организации безопасной жизнедеятельности детей как в школе так и вне ее в учебную программу включена дисциплина ОБЖ, во внеурочное время с детьми регулярно проводится инструктажи по ТБ, учебные эвакуации, практические занятия по оказанию первой помощи, организуются встречи с сотрудниками пожарной части, полиции, с мед.работниками, в фойе оформлены стенды.
Для создания ощущения комфорта в школе стены коридоров и классных комнат покрашены в теплые тона, на окнах — шторы, много цветов, в коридорах места для отдыха, эстетично, красочно оформлены стенды, хорошо оборудованы столовая, раздевалки. В теплый период времени ведется озеленение школьного двора, разбиты клумбы.
За последние годы заметно пополнена материально-техническая база: обновлена мебель, доски, в каждом кабинете имеется компьютер и мультимедийное оборудование, приобретено большое количество спортивного инвентаря: тренажеры, лыжи, коньки, и т.п), пополнен библиотечный фонд.
Педагогический состав в школе довольно сильный: из 25 педагогов школы 56% имеют высшее образование. Педагоги школы хорошо владеют современными образовательными и воспитательными технологиями, что неоднократно было показано на открытых уроках, внеклассных мероприятиях, семинарах.
С 2014 года в школе введена единая форма одежды для обучающихся, и пед коллектива.
С 2009 года идет апробация и внедрения ФГОС НОО и ФГОС ООО. Перед учителями стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий (системно-деятельный подход, личностно-ориентированный), способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике.
Начнем с того, что нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность ребенка, его мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную сферы. На это надо опираться при выборе методов и приемов духовно-нравственного воспитания школьников на каждом этапе урока. Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения.
Уклад жизни школы, дающий возможность спорить, высказывать гипотезы, опровергать или подтверждать их, не в меньшей степени приводит к соответствующим эффектам.
Именно этот стиль жизни влияет на программы многочисленных курсов по выбору.
Одной из важнейших позиций в формировании уклада школьной жизни, на наш взгляд, является сохранение и приумножение традиций школы. Одной из них, уникальной, выделяющей образовательное учреждение среди множества других является экологическое направление в работе.
В течение многих лет коллектив ОУ активно работает по проблемам формирования экологически оправданного поведения участников образовательного процесса. Экологическая компетентность является необходимым звеном в ряду требований к результатам экологического образования: грамотность – образованность – компетентность – культура.
Приобретение учеником экологической грамотности – это усвоение знаний, умений, навыков. В учебном плане школы выделено «ядро» дисциплин, позволяющее аккумулировать экологические знания: в начальной школе «Окружающий мир», курс «Экология человека» в 8 классе, «Экология и окружающая среда» в 9 классе, «Основы экологии» в 10-11 классах.
Образованность – это ещё и опыт творческого применения полученных знаний и умений. Он формируется путем интеграции урочной, внеурочной, исследовательской деятельности через:
- детские объединения «Эдельвейс» и «Школьное лесничество »,
- ежегодный слет юных экологов и лесничеств;
- работу научного общество учителей и учащихся;
- школьной экологической тропы;
- мониторинг окружающей среды, изучение экологического состояния села, составление экологического паспорта школы, изучение влияния автотранспорта на загрязненность воздуха, изучение степени загрязнения водоемов и рек;
- участие в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах учебно-исследовательских проектов;
- активное благоустройство пришкольной территории и территории села.
Воспитание любви к своей Родине — это трудный и долговременный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно. Но любви к Родине невозможно без воспитания любви к малой Родине. В учебный план ОУ введен курс «История Забайкалья», который дает возможность прикоснуться к занимательным страницам истории малой Родины, народам, проживающим на территории Забайкалья, традициям и обычаям.
Современная школа должна растить, обучать и воспитывать подрастающее поколение с максимальным учетом тех общественных условий, в которых они будут жить и работать. Сущность трудового воспитания в организации трудовой деятельности с целью выработки у них трудолюбия, стремления к постоянному улучшению качества труда, творческого подхода и энтузиазма, активного участия.
Полученные знания на уроках труда учащиеся с успехом применяют на практике.
В рамках школьного воспитания существует множество возможных видов трудовой деятельности: постоянная забота о себе: чистка одежды, учебных принадлежностей, уборка помещений, мелкий ремонт школьного инвентаря, уход за растениями, работа на пришкольном участке.
Профессиональное обучение является важной составляющей всего образования. В учебный план ОУ введен курс «Сельхозтехника», позволяющий учащимся еще, будучи школьниками, получить права тракториста. На протяжении многих лет учащиеся являются участниками регионального слета трудовых объединений, работает кооператив «Юность» по выращиванию картофеля. Учащиеся старших классов обрабатывают земельный участок в размере 1 га.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Структура работы с одаренными и талантливыми детьми в нашей школе выглядит следующим образом:
- выявление одаренных и талантливых детей;
- поддержка обучающихся в самореализации их творческой направленности;
- контроль развития познавательной деятельности одаренных школьников;
- поощрение одаренных детей;
- работа с родителями одаренных детей и педагогами.
Практика работы с одаренными детьми показала, что добиться успехов в формировании и развитии компетенций обучающихся возможно только в условиях специально организованной среды в общеобразовательном учреждении в рамках «уклада школьной жизни», дающего возможность спорить, высказывать гипотезы, опровергать или подтверждать их.
В школе созданы разнообразные, не регламентированные образовательные пространства (игровое, художественного творчества, правовое, пространство социальной практики), инициируются педагогами встречи конкретного ученика с этими пространствами, создаются различные ситуации проживания в этих пространствах.
Такими образовательными пространствами стали: научное общество учащихся «Поиск»; военно-патриотическое движение «Единство»; семейная гостиная; практика проведения социальных акций; школьное самоуправление — содружество «Наша школа»; спортивные секции: шахматы; творческие кружки.
Сопровождение одаренных детей в урочной деятельности находит своё выражение в организации системно-деятельностного подхода к процессу обучения. Системно-деятельностный подход, положенный в основу ФГОС обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
С целью создания условий для реализации творческих, спортивных, интеллектуальных способностей в школе создана система дополнительного образования, включающая в себя кружки общекультурного, социального, спортивно-оздоровительного и других направлений.
Организация внеучебной деятельности — внеклассные мероприятия, прогулки, экскурсии, дни именинника, так же способствуют созданию положительного эмоционального фона в классе и школе в целом. На таких мероприятиях происходит неформальное общение со сверстниками, с педагогами, родителями, которое позволяет проверить усвоенный социальный опыт на практике.
Ученическое самоуправление – одно из направлений деятельности, которое занимать ведущее место в целостном учебно-воспитательном процессе, так как дополнительные знания, практические навыки и умения, социальные установки и ценности, формируемые в ходе реализации самоуправления, во многом определяют жизнеспособность и социальные перспективы выпускников школы. Именно в таких объединениях подростки проходят “уроки жизни”, получают возможность самовыразиться и самореализоваться, найти понимание, поддержку и защиту, стать активными участниками процесса социализации. Ежегодно в сентябре месяце проходит общешкольная конференция, на которой учащиеся выбирают Школьный совет, принимают новые нормативные документы, анализируют год прошедший и принимают план работы на новый учебный год. Ведутся протоколы школьных конференций. Для каждого органа ученического самоуправления определена роль в системе ученического самоуправления, в соответствие с целью сформулированы функции органов. Клуб «Знание», в него входят старосты классов. Они осуществляют проверку дневников, домашнего задания. Клуб «Здоровье и спорт», это в основном спортивные учащиеся, которые помогают в судействе соревнований, ведении протоколов, клуб «Забота о школе» основные обязанности в этом направлении организации уборки, ремонт. Клуб «Вожатый» это самые активные ребята, которые помогают в организации досуга, общешкольных мероприятий, проводят подвижные перемены.
Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для формирования уклада жизни школьника, усвоения им положительного опыта социализации. Изучение классным руководителем особенностей семейного воспитания, активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, помогает не только снизить уровень конфликтности, неблагополучности семей, но и дает хорошую основу для формирования у обучающихся ценностного отношения к семье, семейным традициям.
С этой целью в школе созданы родительские комитеты (общешкольные и классные) — они оказывают помощь в организации жизнедеятельности школы (ремонт, питание…) Для повышения воспитательной культуры родителей совместно с психологом школы организуются тренинги эффективности родителей, проводятся родительские собрания, лекции, беседы.
Активное взаимодействие школы с социально-культурными и производственными объектами социума оказывает положительное влияние на образовательный процесс. Постоянным является взаимодействие с администрацией поселения, учреждением культуры, и социальной защиты, с пожарной инспекцией, полицией, УДН, ЦЗН, с высшими и средне специальными учебными заведениями: агроинститутом, СХТ, лесничеством.
Школьный уклад – это очень важная часть жизни каждого и общества в целом. От того, по каким законам строится уклад, зависит, что происходит с нами и с нашими детьми. Если ученики с гордостью рассказывают о том, как они участвуют в управлении своей школой, какие интересные мероприятия проходят в школе, в какой форме прошёл сегодня урок – значит, они не безразличны ко всему, что происходит в школе, они гордятся своей школой, успехами, которые приносят ей. Есть школы, где царит дух научных исследований, и другие – где не могут жить без музыки и театра. Не так–то просто создать особенную и живую атмосферу жизни в школе, поэтому учитель, являясь ключевой фигурой, должен находиться в постоянном поиске, помогать детям выбрать правильный путь в жизни, должен быть окрылён светлой мечтой о прекрасном, справедливом, добром будущем.